Методы приемы и средства семейного воспитания таблица. Методы, средства и формы воспитания в семье. Основные факторы, что влияют на выбор форм и приемов

Общие методы семейного воспитания

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное знание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов.

Основные методы семейного воспитания:

  • убеждение (объяснение, внушение, совет);
  • личный пример;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  • наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

  • Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д.
  • Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
  • Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.

Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания.Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

20. Охарактеризуйте основные стили семейного воспитания

Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились; неизмеримо возросли требования к личности. Перед обществом и семьей встают задачи, решить которые только на основе интуиции и эмпирически найденных приемов, без соответствующей теоретической вооруженности родителей необходимыми психологическими и педагогическими знаниями не представляется возможным.

Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это – управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Кроме того, немаловажное значение в данном случае имеет знание основных отличий семейного воспитания от воспитания общественного. Несмотря на то, что основные цели их совпадают, подобное единство семейного и общественного воспитания отнюдь не говорит об их тождестве. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви. Но, как известно, одной любви для полноценного воспитания человека недостаточно, более того, безусловная родительская любовь зачастую приводит к формированию таких качеств личности, которые можно условно обозначить понятием «синдром избалованного ребенка». Вместе с тем не следует забывать о том, что воспитывать своих детей гораздо труднее, чем чужих. Общественное воспитание протекает в каких-то определенных организационных рамках (школа, внешкольное учреждение, детский дом), и организация этого воспитания носит планомерный характер. Это воспитание не только специально организовано, но и обдумано, подконтрольно, ведется специалистами. Что касается домашнего воспитания, то оно протекает нередко хаотично, «размазано» во времени и распылено в бытовых неурядицах.

Воспитывать своих детей мешает:
— Усталость, которую на работе человек вынужденно подавляет, заставляя себя выполнять служебные обязанности. Дома же иногда позволяет себе расслабиться, полагая, что уж завтра точно займется ребенком всерьез.
— Неорганизованный быт, приводящий к несогласию между родителями, к неупорядоченности жизни, к отсутствию системы. Поэтому на фоне решения бытовых проблем ребенком могут заниматься лишь от случая к случаю, все остальное время он предоставлен самому себе. В силу этого, не получая в семье должного внимания и проявления интереса со стороны родителей к решению волнующих его вопросов и проблем, он вынужден искать взаимопонимание и поддержку «на стороне».
— Общение родителей с детьми чаще всего протекает в сфере быта, отдыха, отсюда ограниченность их представлений о недостатках детей: им трудно представить, как их ребенок ведет себя с другими взрослыми, как взаимодействует с одноклассниками в учебных и внеучебных ситуациях, как относится к своим поручениям в классе и др.
— Недостаточный уровень педагогической подготовки родителей: у одних нет даже минимума педагогических знаний; у других отсутствуют педагогические умения; третьи просто не понимают важности специфических методов воспитания детей. Неумение родителей воспитывать детей приводит к нарушению выбора меры в воспитании (отсутствие требовательности, единства требований, неправильное применение наказания и поощрения, подавление личности ребенка, использование физических наказаний и др.).

Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация – это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный суррогат воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (вреден!) для воспитывающихся таким образом детей.

Читать еще:  Перекись может осветлить паховую зону. Способы осветления кожи подмышками. Как предупредить потемнение кожи в зоне бикини

Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.

Средства, методы и формы воспитания

Методы воспитания — это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Средства воспитания — это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.

Общие методы и средства воспитания. Их взаимосвязь. Методы: убеждения, упражнения, поощрения, наказания, примера.

Убеждение — это один из способов на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Приемы убеждения: рассказ, беседа, диспут

Упражнение — многократное повторение какого-то действия для формирования устойчивого поведения. Различают упражнения прямые (открытая демонстрация той или иной поведенческой ситуации), косвенные («непрямая» природа упражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанников) и искусственные (специально разработанные инсценировки, упражняющие человека).

Поощрение — способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.

Виды наказания: моральное порицание, лишение, или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику, снижение оценки по поведению, исключение из школы.

Пример как метод воспитания — это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания.

Средства воспитания – педагогически независимый источник социального опыта.

Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления и др.). Средства выбирают для реализации той или иной воспитательной цели. Выбор средств определяется методом воспитания. Средства должны отвечать определенным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.

Формы воспитания

Форма воспитательного процесса — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, они разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

* индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

* групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

* массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Выделены также формы работы по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной.

В свое время Н. И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

* словесные — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

* практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, кон- курсы, субботники, тимуровская работа и др.;

* наглядные — музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

Современный исследователь предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью — собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.;

2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

3) развлекательные формы — утренники и вечера, «капустники» и др.

Пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

В словесно-логических формах основным средством воздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое, конечно, может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции воспитанников. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения может быть различной, о чем мы скажем ниже.

Читать еще:  Маникюр для работы в школе. Геометрия — наш любимый предмет. Проведение гигиенического маникюра

Образно-художественные формы объединяют в себе такие дела воспитанников, где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и. облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую силу массовых чувств, знали и их разрушительную силу. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания воспитанников, благодаря которым они станут лучше, в таких формах, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

В трудовых формах положительно воздействует на воспитанников совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд, в том числе общественно полезная деятельность. Это разные виды работ в школе: от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы образуют такой тип воспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых, содержательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и вышеназванные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают указанные средства воздействия: слово, образ, глубокие эмоции, работу.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В этом типе главным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Это требует довольно специальных знаний и умений воспитателя, что вполне решаемо: сегодня практической психологии учат студентов и учителей, готовят для этого педагогов-психологов, социальных работников и педагогов.

Закономерности (некоторые). Эффективность воспитания зависит: от сложившихся воспитательных отношений; от активности участников в педагогическом взаимодействии; от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности; от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; от интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между воспитанниками.

1. Принцип общественной направленности воспитания.

2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, человеке.

4. Принцип гуманизации воспитания.

5. Принцип личностного подхода в воспитании.

6. Принцип единства воспитательных воздействий.

Методы воспитания. Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа; увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Формы воспитания. Индивидуальные, микрогрупповые, групповые (по количеству участников) (коллективные — от 5 до 40 человек), массовые.

Закономерности воспитания отражают объективные существенные связи, которые определяют организацию воспитательного процесса.

Первая закономерность — единство развития и воспитания. Обще­ственные связи, в которых находится человек, влияют на развитие его личности. В то же время личностные отношения, убеждения и интересы непосредственно влияют на деятельность, а также на взаимодействие с другими людьми. Таким образом, развитие и воспитание — взаимосвя­занные и взаимообусловленные процессы.

Вторая закономерность — взаимосвязь трех факторов развития (наследственности, среды, воспитания) при ведущей роли воспи­тания.

Воспитание преодолевает, опираясь на природный фонд развития, то влияние среды, которое приносит человеку ненужный или вредный с точки зрения того или иного общества, класса опыт , личностные от­ношения и их компоненты.

Третья закономерность — исторический и классовый характер воспитания.

Все компоненты процесса воспитания, прежде всего цели воспи­тания, непрерывно развиваются в истории человеческого общества, и это развитие зависит от всех сторон жизни общества: от развития экономики, от развития идеологии, государства, науки, искусства.

Четвертая закономерность — взаимосвязь познавательных и фор­мирующих функций воспитания.

Образование — это высшая ступень познавательных функций воспитания, процесс овладения теоретически обоснованной систе­мой знаний, умений и навыков в специально организуемой учебной деятельности под целенаправленным воздействием со стороны других людей (преподавателей) или самого человека (самообразование).

Формирующие фун кции в оспитания есть воспитание в узком смысле слова. Это процесс накопления человеком собственного опыта и соединения его с полученным от других опытом, накопление объ­единенного опыта, обмен этим опытом, преодоление отрицательного опыта.

Пятая закономерность — взаимосвязь четырех звеньев воспита­ния.

В истории воспитания выделились и развиваются в более или ме­нее тесной взаимосвязи следующие звенья воспитательного процесса: воспитание взрослыми подрастающего поколения; самовоспитание воспитанников; взаимное самовоспитание сверстниками друг друга — старшими младших, младшими старших и личное самовоспитание воспитанников; самовоспитание воспитателей — взаимное самовоспи­тание и личное самовоспитание; воспитание воспитанниками воспита­телей — открытое и скрытое.

Шестая закономерность — зависимость результатов воспитания от степени соответствия воспитательных отношений целям воспитания.

Критерии воспитанности

Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств.привычек ­ — содержан­ие нравственной сферы: то, чем, руководствуется человек.

Уровень преднамеренности, произвольности поведения ­ моральная -устойчи­вость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими -желаниями, своим поведением.

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматриваются ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:

— отношение к учению;

— отношение к людям;

— отношение к самому себе;

— отношение к природе;

— отношение к труду;

— отношение к действительности.

Каждый показатель входит в содержание стандартизированной характеристики воспитанности школьника и имеет 4-бальную градацию, характеризующую уровень его развития. С точки зрения реализации воспитательных целей в развитии школьников эти уровни условно могут быть названы как:

Читать еще:  Яркие смоки айс. Макияж «смоки айс» в домашних условиях

Другой подход изучения уровня воспитанности – по пяти группам качеств, охватывающих всю структуру отношений личности – представлен в табл.

Критерии, показатели и методики изучения уровня воспитанности школьников, сформированности жизненно важных потенциалов личности обучающихся можно увидеть в ниже приведенных таблицах.

Методы семейного воспитания

Методы воспитания в семье – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей.

В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальными положениями:

а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на его конкретных действиях и поступках, а также приспособлении к его психическим и личностным особенностям;

б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье, особенностей воспитательного взаимодействия и др.

Вследствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что, сколько родителей – сколько и разновидностей методов.

Однако в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания, к которым отнесены:

— метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

— метод поощрения предполагает использование системы педагогически целесообразных средств (похвала, подарки, формирование перспективы) с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычек поведения;

— метод совместной практической деятельности подразумевает участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.);

— метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение его определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р.

Несомненно, что в семейном воспитании могут применяться и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае.

Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:

— знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие домашние и общественные поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;

— личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать детей личным примером;

— в случае предпочтения детьми общения с родителями приоритет отдается методу совместной практической деятельности;

— учет уровня педагогической культуры родителей.

Однако рациональные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки. Их взаимодействие может быть рассмотрено в моделях семейного воспитания.

Ошибки в семейном воспитании «Перечислите, пожалуйста, наиболее часто встречающиеся ошибки в семейном воспитании» — таким обращением к учащимся можно начать рассмотрение данного вопроса. Старшеклассники высказывают различные мнения: «Некоторые родители плохо знают душу ребенка», «Забывают, что мы уже взрослые», «Слишком много читают нотаций» и др.

Обобщая высказывания учащихся, целесообразно отметить, что влияние семьи на ребенка, как показано выше, не ограничивается воспитательной деятельностью взрослых. На формирование личности подрастающего человека сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается не только на формировании отдельных качеств ребенка, а и на уровне воспитанности личности в целом.

Ошибки родителей условно можно подразделить на две группы:

— неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера;

— неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка.

Наиболее серьезными и довольно часто встречающимися ошибками являются следующие: — На воспитание сына (дочери) обращалось мало внимания в первые годы его (ее) жизни (в дошкольный период). — Отсутствие единых требований и четкой линии в воспитании сына (дочери). — Слепая, неразумная любовь к сыну (дочери). — Единственный сын (дочь) является центром чрезмерного внимания всех взрослых членов семьи. — У родителей было трудное детство, поэтому они считают, что у сына (дочери) оно должно быть беззаботным, легким. — Нетребовательность родителей к сыну (дочери). И др.

Кроме указанных выше, в числе серьезных ошибок родители также отметили:

— перекладывание забот о воспитании детей на ясли, детсад, школу;

— отстранение детей от посильного домашнего труда;

— неумение пользоваться поощрениями и наказаниями, применение физических наказаний;

— отсутствие такта в отношениях с ребенком;

— ссоры родителей в присутствии детей;

— неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство отцов);

Большинство перечисленных выше ошибок отрицательно воздействует на успеваемость и общественную активность школьников, на формирование у них трудолюбия, коллективизма, честности, самостоятельности и многих других качеств.

46.175.165.49 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://megaobuchalka.ru/8/21663.html
http://studopedia.net/4_76905_sredstva-metodi-i-formi-vospitaniya.html
http://studopedia.ru/11_54159_metodi-semeynogo-vospitaniya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector