Мнемотаблицы 2 младшая группа. Мнемотехника — творческие занятия для развития дошкольников

Развитие речи с использованием мнемотехники у детей младшего дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения – развитие творческого познания.

Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Все ответы на эти вопросы я нашла в методике мнемотехника. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начинали работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходим к мнемодорожкам , и позже к мнемотаблицам , . Что можно изобразить на мнемотаблице? Вообще мнемотаблица это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. И как я говорила “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж.

Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. , , , Цель – коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать. К чему я и стремлюсь, используя эту методику.

Предлагаю разработку двух занятий в I младшей группе.

ТЕМА: В гости к весеннему солнышку.

ЦЕЛИ:

  1. Приучать протяжно, на одном выдохе произносить звук “У”
  2. Продолжать знакомить на основе мнемотаблиц с характерными особенностями времени года “весна”
  3. Развивать, речевую активность
  4. Закреплять знания четырех цветов (красный, зеленый, синий, желтый)

Дидактический материал: Мнемотаблица “весна” . Мнемоквадратики на каждого ребенка. Стол – ванна для пускания корабликов. Кораблики бумажные по методу оригами, четырех цветов.

Воспитатель: Ребята сегодня с вами отправляемся в гости к весеннему солнышку. Побыстрее торопитесь и в вагончики садитесь,

Время приближается, поезд отправляется!

Прошу детей встать друг за другом, держась за плечи.

(Сопровождаем движения поезда словами “Чох, чох, у-у-у, ш-ш-ш”)

Вагончики, вагончики
По рельсам стучат,
Везут они к гостям
Компанию ребят.

Воспитатель: Вот и приехали. Садитесь на стульчики. Ребята, наше солнышко закрыла тучка, давайте посмотрим с вами на волшебную табличку.

— Какое время года? (Весна)

— А как вы узнали, что Весна?

— Солнце светит ярко!

— Появляются лужи, в них можно пускать кораблики.

— Появились первые весенние цветы.

Воспитатель: Правильно, ребята! Это Весна!

— А сейчас мы с вами будем выбирать только те волшебные квадратики, которые подходят к времени года Весна.

Дети выбирают карточки только на весеннюю тематику.

Спрашиваю детей. Какие они выбрали волшебные квадратики. Почему?

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте встанем.

Солнце встало из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки,
И погреем их немножко
И похлопаем в ладошки.

Воспитатель: Давайте еще раз протянем свои ручки.

Молодцы! Садитесь на стульчики

Ой, ребята, кто-то к нам стучится

Забегает Мышка-моряк. Приносит кораблики. Уходит.

Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне. Сейчас мы с вами будем пускать кораблики.

Дети пускают кораблики в таз с водой.

Воспитатель: А какого цвета кораблики?

Спрашиваю каждого ребенка.

Читаю стихотворение Д.Хармса.

По реке плывет кораблик;
Он плывет издалека
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!

Воспитатель: Понравилось вам пускать кораблики. Молодцы!

Побыстрее торопитесь и в вагончики садитесь.

Время приближается, поезд отправляется.

Вагончики, вагончики
По рельсам стучат,
Везут обратно в группу
Компанию ребят.

ТЕМА: Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок

ЦЕЛИ:

  • Учить детей четко произносить согласной звук “Т”, развивать речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительного и на одном выдохе;
  • Закрепить произношение согласного звука “Т” в отдельных словах.
  • Продолжать знакомить на основе мнемотаблиц со сказками
  • Обучать детей рассказыванию с опорой на наглядность.
  • Закрепить в речи детей названия зверей.
  • Расширять активный словарь за счет выделения новых слов (длинные, острые)
  • Упражнять детей выкладывать из палочек домики, учить работать последовательно.
  • Воспитывать у детей приветливость, заботливость и сочувствие.
Читать еще:  Чтобы лицо было чистым и гладким. Уход за жирной кожей. Скраб из овсяных хлопьев и сахара

Предварительная работа: “Чтение сказки “Теремок”.

Дидактический материал: Мнемотаблица и мнемоквадраты по сказке “Теремок”, палочки цветные.

Воспитатель: Сейчас ребята, я вам расскажу сказку о веселом Язычке.

Жил был на свете веселый Язычок. Он жил в своем домике. А домик – это рот. Домик открывается и закрывается, ведь у домика есть дверцы – это губы. Язычок то выбегает из домика, то прячется (показываю, дети повторяют). Язычок всему хотел научиться. И вот однажды Язычок сидел в своем домике, и стало ему скучно. Он поднял хвостик и стал тихо, стучать хвостиком в верхнюю дверку: “Т-Т-Т-Т”

— Покажите, как стучал Язычок.

Это новая песенка, которую пел Язычок, поется тихо без голоса. Потом Язычок широко открыл свой домик – ротик и начал стучать тихо: “Та-Та-Та!”

Ему это так понравилось, что он стал петь дальше:

Та-та-та – горячая плита,
Ту-ту-ту – улицу мету,
Ти-ти-ти – на луну лети:

А затем Язычок стал повторять слова:

Стоит в поле теремок
Он не низок, не высок,
Кто-то в тереме живет?
Кто-то в невысоком живет?

В это время воспитатель стучит в теремок в виде мнемотаблицы.

— Ой, ребята, никто не открывает.

— А давайте, ребята, мы с вами сами вспомним, кто же в теремочке живет.

— Давайте посмотрим на волшебную табличку.

Рассматриваем таблицу и делаем разбор того, что на ней изображено.

— Так, кто же живет в теремочке?

Воспитатель: Какого цвета мышка?

Воспитатель: Лягушка, какого цвета?

Воспитатель: А какие уши у зайца?

Воспитатель: А как узнали, что Лиса живет?

Дети показывают на мнемотаблице графическое изображение лисы.

Воспитатель: Из каких фигур состоит наша лиса?

Дети: Из треугольников и овала.

Прошу детей показать самый большой треугольник, самый маленький треугольник, хвост – овал.

Воспитатель: А как вы узнали, что в теремочке волк живет?

Дети: — Острые зубы (показывают)

Воспитатель: — А еще кто живет?

Воспитатель: — А как узнали?

Дети показывают большой коричневый круг – это медведь.

— Ребята, а что сделал медведь с теремком?

Воспитатель: А из каких фигур состоит теремок?

Дети: Из треугольников и квадратов.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Обращаю внимание детей на мнемоквадраты, которые находятся на столах у каждого. Прошу найти тех зверей, которых я покажу на мнемотаблице.

Нам лениться не годиться,
Помните ребята,
Даже звери с теремочка
Делают зарядку.
Выходите на зарядку

Зайцы скачут – скок, скок
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.

Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.

А еще забыли мышку
Мышку серую малышку.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь на стульчики.

Предлагаю детям вспомнить еще раз сказку “Теремок” и выстроить мнемотаблицу из мнемоквадратов с рассказом, с помощью взрослого.

Одного ребенка прошу это сделать на мольберте, используя прием наложения. Остальные дети делают мнемотаблицу за столами.

Спрашиваю 2 – 3 детей по сказке.

Воспитатель: Что же делать? Ведь теремок сломался. Как нам быть?

— А вы, ребята, хотите построить свои теремочки из палочек.

Строим теремки из палочек.

Воспитатель: Из каких фигур построили теремки.

Дети: Из квадратов и треугольников

Воспитатель: — Ой, какие красивые домики получились.

Воспитатель: А кого заселить в свой теремок. (Молодцы!)

Стоит в поле теремок, теремок.
Очень, очень он высок, ох, высок.
Без веселья здесь нельзя,
В теремке живут друзья!

В конце занятия проводим хороводную игру “Друзья из теремка”.

Проект «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи» (вторая младшая группа)

Анжела Сокова
Проект «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи» (вторая младшая группа)

ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи».(2 младшая группа №1)

По доминирующей деятельности: речевой

По количеству участников: групповой

Характер контактов: среди детей одной группы

Заявитель: дети 2 младшей группы

Проблема: работая с детьми младшей группы, возникла проблема с тем, что у них неразвита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.

У детей младшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.

Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку, зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является МНЕМОТЕХНИКА.

Мнемотехника в переводе с греческого — «искусство запоминания» — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций.

Цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования мнемотехники.

Задачи проекта:

— формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;

— формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

— формировать навыки культурного речевого общения;

развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

Предмет проектной деятельности: мнемотехника как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Этапы проекта:

— Взаимодействие с родителями.

Основной задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

Читать еще:  Натуральная смывка для волос рецепт. Смывка для волос в домашних условиях - убийственная процедура или большой шаг на пути к заветной мечте? Все нюансы использования пошагово. Лучшее народное средство - маска с майонезом

Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. Составление сказок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике. Изготовление наглядных пособий для детей.

Продукт проекта:

— Картотека мнемотаблиц по сказкам, стихотворениям;

Мнемоквадраты;

Мнемопоговорки,мнемопословиц;

— Дидактические игры по мнемотехнике.

— у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

— появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

— появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

— словарный запас выходит на более высокий уровень;

— дети преодолевают робость, застенчивость.

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Отработка метода запоминания.

5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте.

В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы.

Пдумывая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:

1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета

2. Раскрыть сущность в объекте.

3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.

Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» — дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» — форма объекта. «Рука» — какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» — для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» — из каких частей состоит объект. По мере необходимости можно использовать и другие символы. Очень полезно использовать мнемотаблицы для описания сезонных явлений.

Примерный план использования мнемотаблиц:

Тема: Пересказ р. н. сказки «Репка»

Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука –а-.

Задачи:Уточнить качественные признаки фруктов, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты, используя мнемотаблицы.

Тема: пересказ «Курочка Ряба»

Задачи:Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произношение звука –м-, -мь-.

Задачи:Формировать умение детей составлять описательный рассказ. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже. Активизировать в речи детей прилагательные.

Тема: Рассказывание сказки «Рукавичка»

Задачи:Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Тема:Составление рассказа «Мой папа»

Задачи:Формирование умения детей описывать образ своего отца. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

Тема:рассказывание «Моя любимая мама»

Задачи:Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь.

Тема:Рассказывание Л. Толстой «Три медведя»

Задачи:Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание.

Формировать умение внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста, используя мнемотаблицы. Закреплять умение перекодировать информацию.

Тема: рассказывание Р. Н. С. «Кот, петух и лиса»

Задачи:Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, кодировать информацию.

У детей появилось желание пересказывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;

Расширился круг знаний об окружающем мире;

Расширился активный и пассивный словарный запас;

Появился интерес к заучиванию;

Дети преодолели робость, застенчивость;

Усовершенствовалась диалоговая речь.

Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам (РМО-2018) СЛАЙД № 1: «Формирование связной речи детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам» (РМО- 2018) Иванова.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи Доклад к презентации для воспитателей и родителей. «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи, для детей младшего возраста».

Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей Мнемотехнику в дошкольной педагогике применяют давно и называют по – разному.

Презентация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических.

Из опыта работы «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» Доброй вам части суток, уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом использования приемов мнемотехники в развитии речи детей старшего возраста.

Конспект ООД по развитию речи с использованием мнемотехники «Пересказ сказки «Репка». Вторая младшая группа Цели: • учить пересказу по мнемоквадратам на примере сказки «Репка»; • активизировать интерес к художественной литературе; • закреплять.

Консультация для воспитателей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер — класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Мнемотехника

Содержание статьи.

Для быстрого переход на нажмите на название раздела

В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. Не смотря, на их юный возраст, они отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Но при всем при этом, и им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность. Не всегда, получается, сосредоточиться на одном деле.

Читать еще:  Как отмыть тоник с рук и ногтей. Как стереть следы от краски на руках. Как смыть краску с рук

При этом надо понимать, что когда ребенок пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Хорошая память облегчит обучение ребенка, он с легкостью будет получать хорошие оценки, добиваться успеха и учиться с удовольствием.

Что такое мнемотехника.

На развитие памяти влияет много факторов, например: сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, выучивание стихов, ежедневное запоминание информации и прочие.

Так вот именно на запоминании хочу остановиться подробно, и рассказать о методе, который помогает запоминать информацию и тренирует память.

Этот метод называется мнемотехника или его еще называют мнемоника .

Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.

Эта техника отлично применяется в детских садах для обучения детей. На занятиях дети учатся красиво и правильно излагать свои мысли.

Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.

Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.

При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

Более подробно как составлять и как работать с мнемотаблицами читайте на нашем сайте в статье «Мнемотаблицы для детей»

Какая польза от мнемотехники для детей.

Преимуществ от данной техники множество, например:

  • Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
  • Развивается речь, увеличивается словарный запас.
  • Представления об окружающем мире расширяются.
  • Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
  • Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
  • Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
  • При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
  • Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
  • Раскрываются творческие способности детей.

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

Мнемотехникой может заниматься человек от 3 до 99 лет.

С мнемоквадратом можно познакомить ребенка уже в три года, и вызывать у него интерес, так как в этом возрасте, дети любят рассматривать картинки.

В возрасте 4-7 лет уже происходит знакомство с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью легко запоминается сложная для восприятия информация. Легко запоминаются стихи, рассказы, скороговорки, загадки, алгоритм одевания, обучение гигиене, изучение цифр и многое другое.

Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.

Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

  1. Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
  2. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
  3. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
  4. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
  5. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
  6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.

Как заниматься.

Есть разные варианты занятий, их много.

Давайте на примере рассмотрим, как работать с пересказом, и как составить рассказ – описание.

Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!»

1. Выразительно читаем текст с опорой на изображение.

2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».

3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег)?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?»

4. Потом читаем рассказ еще один раз .

5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.

Составляем рассказ описание.

Это наиболее сложный вид монологической речи, который трудно дается детям. В силу возраста, дети не располагают достаточными знаниями, чтобы легко изъясняться. Здесь поможет мнемотехника.

Чтобы описать фрукт или овощ с опорой на мнемотаблицу, надо:

  1. Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.
  2. Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.
  3. Привести пример описания.
  4. Попросить ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой — то овощ или фрукт, опираясь на таблицу.

Выбрать мнемотаблицы

Мнемотаблицы для рассказов описаний

Мнемотаблицы учим стихи

Интересно почитать

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/500347/
http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-ispolzovanie-priemov-mnemotehniki-po-razvitiyu-svjaznoi-rechi-2-mladshaja-grupa-1.html
http://promany.ru/mnemotexnika

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector