Основные черты воспитания в разные эпохи таблица. Культура воспитания в различные исторические периоды

Стили воспитания в различные исторические периоды.

Американский ученый Ллойд Демоз, один из основателей психоистории, провел очень интересное исследование, которое отражает разные стили воспитания и отношение к детям, начиная с IV века до нашей эры и вплоть до наших дней. Выделенные ученым шесть этапов показывают постепенное сближение родителей и детей и дает некоторое подобие классификации современных стилей воспитания.

Стиль детоубийства (с древней античности до VI в.н.э.). Чтобы понять суть этого периода, вспомним Медею: когда родители боялись, что воспитать или прокормить ребенка будет слишком сложно, они его убивали. Конечно же, это оказывало сильное влияние на выживших детей — преобладали у них проективные реакции.

Оставляющий стиль (VI-XIII в.н.э.) — в этот период родители признали в ребенке душу, но чтобы избежать появления опасных для детей проекций, фактически отказывались от них — отправляли в интернаты, к кормилице, в монастырь, чужую семью, в имение какого-либо знатного рода в роли заложника или слуги. Дом окружали атмосферой строгой эмоциональной холодности. Вспомним Гризельду, которая без сомнений отказалась от детей, чтобы сохранить любовь мужа. Проекции по-прежнему играют большую роль: считается, что ребенок — сосуд зла, его следует бить.

Амбивалентный стиль (XIV-XVII вв.) — дети постепенно вливаются в эмоциональную жизнь взрослых, однако все еще считаются вместилищем опасных проекций родителей. Основной задачей воспитателей в это время считалось «выковать» ребенка. У философов было очень популярно сравнение детей с гипсом, глиной или воском. Появляются первые книги по воспитанию. Впервые появляется образ Марии как заботливой матери для Иисуса.

Навязывающий стиль (XVIII век) — стал результатом отказа от проективных реакций и полного исчезновения обратных реакций. Именно с 18 века можно говорить о переходе к новому стилю отношений. В родителях появляется желание сблизиться с ребенком, обрести над ним власть и контролировать его потребности и волю. Матери начинают няньчить детей, меняются и методы воспитания: малышей уговаривают, а не бьют, повиноваться заставляют с помощью слов. Стала возможной настоящая эмпатия. Благодаря усилиям педиатров, которые добились улучшения заботы родителей о детях, уменьшилась детская смертность, что стало одной из причин демографического роста населения Земли.

Социализирующий стиль (XIX — середина XX вв.) — акцент в воспитании смещается с овладения волей ребенка к ее тренировке, наставлению на правильный путь. Детей социализируют, учат приспосабливаться к любым обстоятельствам. Отцы начинают проявлять интерес к воспитанию детей, иногда даже освобождая маму от некоторых обязанностей. Именно социализирующая модель отношений между родителями и детьми стала основной всех психологических доктрин XX века.

Помогающий стиль (середина XX в. — наши дни) — эта модель воспитания основана на допущении, что дети лучше, чем их родители, осознают свои потребности. В развитии малыша участвуют оба родителя, основная их задача — понимать и удовлетворять любые потребности ребенка. Не предпринимаются попытки дисциплинировать детей — им прощают все проступки, их не бьют и не ругают. Такой стиль воспитания требует больших временных затрат, особенно в первые шесть лет, поскольку невозможно помочь ребенку решать ежедневные задачи не отвечая на его вопросы, не проводя с ним время за играми. Родители становятся слугами, а не повелителями ребенка, создают условия для развития его интересов, внимательно разбираются в причинах его эмоциональных конфликтов. В итоге вырастают добрые, сильные люди, которые не подвержены депрессиям и не склоняются перед авторитетом.

Место психологии в деятельности педагога.

Педагогическая психология — наука, предметным полем которой является образование. Главной целью образования в современных условиях становится воспитание личности, способной к самообразованию и саморазвитию, к свободному и компетентному определению себя в обществе, культуре, профессии. Развивающее образование ставит на первый план создание таких условий, которые бы способствовали активизации творческого потенциала всех сфер личности учащегося (эмоциональной, личностной, духовно-нравственной). Для психолога, работающего в образовании, важно ответить на вопрос: «Создает ли образование условия для полноценного функционирования, психического и физического здоровья, личностного роста ребенка?».

Возможности педагогической психологии как конструктивной, практико-ориентированной науки, выступающей фактором развития образования, каждого из его субъектов — детей, родителей и педагогов, — огромны. Современная педагогическая психология строится на принципе неразрывности субъекта и объекта. Она превращает конструирование жизни в исходный пункт своего исследования, рассматривая в свою очередь само исследование как проектирование феноменов, формируя таким образом сознание и психологов и педагогов. Психолого-педагогические теории решают каким должен быть психолог, работающий в образовании, какие принципы должны определять его профессиональную и личную позицию. И это во многом зависит от знаний психолога. Однако в большей степени эффективность работы психолога определяется его личностными особенностями: глубоким интересом к людям, эмоциональной стабильностью, уважением прав другого человека, осознанием профессионального долга, способностью вызывать доверие, высоким уровнем самопонимания.

Педагогическое общение и педагогическое воздействие.

Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности.

Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение — многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности (В.А. Сластенин и др.).

Профессионально-педагогическое общение — это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых

Педагогическое воздействие — особый вид деятельности педагога, цель которой — достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения).

Цель любого психологического воздействия — преодоление субъективных защит и барьеров индивида, переструктурирование его психологических характеристик или моделей поведения в нужном направлении. Существуют три парадигмы психологического воздействия и соответствующие им три стратегии воздействия.

Читать еще:  Проведение девичника сценарий с заданиями. «На свидание вслепую». Конкурсы для улицы

Первая стратегия — стратегия императивного воздействия; функции: контроль поведения и установок человека, их подкрепления и направления в нужное русло, принуждения по отношению к объекту воздействия. Стратегия менее всего пригодна в педагогической практике, так как воздействие, осуществляемое без учета актуальных состояний и отношений другого человека, и межличностных коммуникаций, приводит к отрицательным последствиям.

Вторая стратегия – манипулятивная – основывается на проникновении в механизмы психического отражения и использует знание в целях воздействия. Эту стратегию применяют для формирования общественного мнения, например в рекламе, а иногда и в педагогической практике.

Третья стратегия — развивающая. Психологическое условие реализации такой стратегии — диалог. Принципы, на которых она основывается, — эмоциональная и личностная открытость партнеров по общению, психологический настрой на актуальные состояния друг друга, доверительность и искренность выражения чувств и состояний.

ИСД педагога. Виды

Общее понятие о стиле педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем исполнения. В общем смысле понятие «стиль» подразумевает наличие некоей устойчивой системы способов и приемов осуществления деятельности. Эта система является стабильной чертой, проявляющейся в различных условиях, при которых приходится выполнять данную деятельность. То, какой именно стиль исполнения складывается у субъекта деятельности, обусловлено в первую очередь его индивидуально-психологическими особенностями – типом темперамента, чертами характера, уровнем развития профессиональных способностей и др. Согласно определению Е. А. Климова стиль деятельности в собственно психологическом смысле – это «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности». [45] Это определение особо подчеркивает, что наилучшее выполнение деятельности достигается благодаря индивидуальному своеобразному сочетанию ее приемов и способов.

Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, на момент осуществления этого выбора является уже во многом сформировавшейся личностью со своими индивидуальными особенностями. Индивидуальные качества педагога в любом случае должны отвечать общим психологическим требованиям к данной профессии. Кроме того, в педагогической деятельности, относящейся к типу профессий «человек– человек», в обязательном порядке необходимо учитывать психологические особенности другой стороны – учащихся. Например, стиль работы и общения с учениками учителя начальных классов как непосредственно на уроке, так и вне его будет заметно отличаться от стиля общения, допустим, учителя химии, работающего исключительно со старшими подростками и юношами. В свою очередь, преподаватель вуза по стилю деятельности будет значительно отличаться от школьного учителя, в том числе и преподающего ту же самую дисциплину. Таким образом, на формирующийся индивидуальный стиль педагогической деятельности влияют по меньшей мере три основных фактора: 1) индивидуально-психологические особенности субъекта этой деятельности, в том числе индивидно-типологические, личностные и поведенческие; 2) психологические особенности самой деятельности; 3) особенности обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т. д.).

Основными областями проявления индивидуального стиля педагогической деятельности являются:

› темперамент (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

› характер реакции на те или иные педагогические ситуации, а также на различные действия и поступки учеников;

› выбор методов обучения;

› выбор средств воспитания;

› стиль педагогического общения;

› применение средств психолого-педагогического воздействия на учащихся, в том числе предпочтение тех или иных видов поощрений и наказаний.

Необходимо отметить, что формирование у каждого педагога индивидуального стиля деятельности накладывает естественные ограничения на использование им чужого педагогического опыта, даже самого передового. Педагогу важно помнить, что передовой опыт практически всегда неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя, поэтому попытки прямого копирования чужого педагогического опыта, как правило, не приносят тех же результатов, что у его авторов. У педагога с другим набором индивидуальных черт те же самые способы и приемы осуществления деятельности будут иметь уже во многом другое воплощение, и далеко не всегда столь же удачное. Они могут просто не подходить ему как личности и индивидуальности и, следовательно, потребуют от него гораздо больше усилий для своего воплощения, что намного снизит их эффективность. Передовой педагогический опыт нужно не просто копировать, но сознательно и творчески перерабатывать: воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т. е. яркой педагогической индивидуальностью, и только при этом условии возможно повышение эффективности обучения и воспитания на основе заимствования передового педагогического опыта.

Классификация стилей педагогической деятельности в зависимости от ее характера. Наиболее полное собственно деятельностное представление о стилях педагогической деятельности было предложено А. К. Марковой. [46] Основаниями классификации стилей деятельности в данном случае стали: а) ее содержательные характеристики (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда); б) степень представленности ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в труде; в) динамические характеристики (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); г) результативность (уровень знаний и умений учеников, их интерес к предмету). На этой основе были выделены четыре типа индивидуальных стилей деятельности учителя

Автор выделяет два основных вида индивидуального стиля педагогической деятельности по характеру соотношения смысложизненных ориентации и проявлений индивидуальности:
1. Индивидуальный стиль педагогической деятельности, в котором смысложизненные ориентации и проявления индивидуальности находятся в гармоническом соотношении. В пределах этого вида выделены и охарактеризованы следующие разновидности ИСПД:
а) ведущим фактором ИСПД являются смысложизненные ориентации;
б) ведущим фактором ИСПД являются индивидуальные особенности учителя.

2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности, в котором смысложизненные ориентации и проявления индивидуальности находятся в диссонирующих отношениях. В пределах этого вида ИСПД охарактеризованы следующие его разновидности:
а) ИСПД, в котором преобладает диссонирующее влияние индивидуальных особенностей;
б) ИСПД, в котором преобладает диссонирующее влияние смысложизненных ориентаций.

Итак, индивидуальный стиль педагогической деятельности, представляющий собой специфическую для данного учителя систему способов, приемов и форм профессиональной работы, есть своеобразный «сплав» смысложизненных ориентации и особенностей его индивидуальности. Эффективность индивидуального стиля педагогической деятельности существенно зависит от специфики соотношения смысложизненных ориентации и проявлений индивидуальности учителя. Указанное соотношение может быть гармоничным или диссонирующим. При этом ведущим фактором ИСПД могут быть как смысложизненные ориентации, так и индивидуальность учителя (ИСПД как бы «вырастает» из индивидуальности).

В тех случаях, когда педагогическая профессия является ведущим компонентом структурной иерархии смысла жизни, создаются благоприятные условия для раскрытия индивидуальности учителя — профессионала. В условиях малой значимости профессионального смысла затрудняется нейтрализация недостатков, связанных с психодинамическими особенностями личности учителя, что ведет к одностороннему проявлению его индивидуальности в профессиональной деятельности.

Читать еще:  Губы что означает их форма. Рот с тонкой верхней губой. Выступающие вперед передние зубы

Анализы и диагностика. Онкология. Новорожденный. Гастроэнтерология

Главная цель воспитания неизбежно отражает уровень развития общества, его производительных сил и производственных отношений, экономических и правовых отношений, а также историю и общественные традиции. Подрастающее поколение и каждый человек испытывает мощное влияние многих факторов. Так, еще Л.Н. Толстой отмечал, что в существовавшем воспитании (которое он считал насилием в образовании), есть 4 причины: семья, религия, государство и общество. Но даже цель, сформулированная одинаково, в разные исторические эпохи имеет неодинаковое содержание.

Достаточно изучена система воспитания в Спарте и Афинах (VII-IV вв. до н.э.). Целью спартанского воспитания было формирование физически крепкого, храброго и дисциплинированного воина, законопослушного гражданина, преданного государству. А из девушек готовили физически крепкую будущую мать, умелую и экономную хозяйку. Рабы же, ни в каких учебных заведениях не учились. Такое положение вполне соответствовало общественному устройству Спарты.

Система афинского воспитания имела целью сочетать умственное и нравственное (мусическое) и физическое (гимнастическое) воспитание.

Идея гармонического развития личности зародилась еще у мыслителей Древней Греции, потом варьировалась в разное время и педагогами-гуманистами, и социалистами-утопистами, и педагогами-марксистами.

Эпоха средневековья характеризуется господством церкви и феодалов. Цель воспитания была разная для рыцарей, крестьян и ремесленников. В эпоху Возрождения социалист-утопист Томас Мор (1478-1535) мечтал о равном для всех воспитании и участии в труде всех граждан. Ставя такую цель воспитания, он намного опередил свою эпоху. В Новое время великий славянский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) целью воспитания считал всеобщее образование и подготовку к загробной жизни. В воспитании джентльмена видел цель воспитания Д. Локк (1632-1704). Свободное воспитание характерно для Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). По мнению А. Дистервега (1790-1866), целью воспитания является подготовка молодежи к счастливой жизни — пожелание хорошее, но весьма неопределенное.

Цели воспитания в российской педагогике

Из отечественных педагогов назовем Н.И. Пирогова (1810-1881), который видел цель в воспитании гражданина Отечества. По К.Д. Ушинскому (1823-1870), цель — это воспитание труженика и патриота. Л.Н.Толстой (1828-1910) полагал важнейшей задачей развитие творческих дарований крестьянских детей, он мечтал «Об университете в лаптях». О развитии всех человеческих способностей и соединении обучения с производительным трудом мечтали социалисты-утописты К. Маркс и Ф. Энгельс (XIX вв.).

КПСС провозгласила целью воспитание «поколения, способного окончательно установить коммунизм», «подготовку всесторонне развитых членов коммунистического общества». На практике эта идея о всестороннем развитии молодежи не была реализована. Представляют интерес взгляды современных педагогов-исследователей на формулировку целей воспитания. Проф. А.А. Радугин берет за идейную основу всей системы воспитания принцип гуманизма. С позиции гуманизма, по его мнению, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения; свободным и самодеятельным, ответственным за все происходящее в этом мире.

Б.Т. Лихачев считает также, что помимо общечеловеческих демократических целей и идеалов воспитания реально существуют и другие, имеющие негативный, нежелательный характер. Это цели авторитарные, мелкобуржуазные, националистические, буржуазно-космополитические, религиозные, анархически-разрушительные, монархические, преступно-романтические, неофашистские. Анализируя их, автор считает, что они порождают в детской среде «растерянность, скептицизм, индифферентность к общечеловеческим идеалам, цинизм, отчужденность от подлинной культуры»». Коммунистическое воспитание как средство достижения идеала личности советского общества не оправдало тех надежд, которые на него возлагались. Следовательно, определение и формулировка цели — это очень существенный исходный элемент начала педагогической деятельности, но не единственный и не решающий. Кроме цели, как уже сказано, есть и средства ее достижения, которые либо обеспечивают необходимый результат (ожидаемый продукт), либо нет. На основе краткого обзора и анализа постановки целей воспитания в различные исторические периоды развития общества И.П. Подласый делает вывод:

«Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок (в советский период) будет стремиться новая отечественная школа России. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель».

В США и некоторых странах Западной Европы традиционно придерживаются концепции воспитания «адаптация личности к жизни». Например, в США эта концепция под влиянием философии и педагогики прагматизма (инструментализма) Д. Дьюи (1857-1952) существует с 20-х годов до настоящего времени, правда, в измененной форме. Его идеи поддерживают и другие деятели психологии и педагогики — А. Маслоу, Л. Комбс, Э. Колли, К. Роджерс и др. По этой концепции цели образования сводятся к тому, чтобы выпускник средней школы был эффективным производителем, ответственным гражданином, разумным потребителем и хорошим семьянином. Эти идеи оказали значительное влияние на педагогику многих зарубежных стран. На идеях педагогов-прагматистов (Е. Херст, Р. Финли, М. Уорнок и др.) определилась основная цель воспитания: формирование чувства собственного достоинства гражданина и самоутверждение личности каждого (США).

Школа выполняет еще одну задачу по подготовке гражданина: воспитание законопослушного патриота, который гордится своей страной. В последнее время в большинстве стран мира утверждается еще одна концепция и цель воспитания — гуманизация воспитательной системы. Это проявляется в утверждении идеи педоцентризма, культа ребенка, в защите его прав. (Идея педоцентризма имеет, как известно, многовековую историю, яркими представителями ее были, например, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др. В соответствии с необихевиористской концепцией в психологии и педагогике выдвигается задача формирования «управляемого индивида ». Известно, что в основе учения бихевиористов лежит идея реакции человека на соответствующие стимулы. Путем организации серии стимулов можно добиться поведения индивида по заданной программе. Но авторы этой концепции совершенно не учитывают, что личность — существо сознательное, самоактивное и вряд ли она согласится быть только объектом манипулирования ею, разве что в состоянии внушения. Например, мы сами ищем в интернет магазин парфюмерии нужные нам вещи, никто не может навязать свою волю.

Надо сказать также о целях воспитания, опирающихся на различные религиозные философские учения. В соответствии с учением педагогов-неотомистов, задача заключается в воспитании богобоязненной личности. Через христианскую этику формируется истинно добродетельная личность. Так, идеалом воспитания в Англии является джентльмен, физически крепкий и закаленный, ответственный, с высокой культурой поведения. В Германии и северных странах Европы стало традицией воспитание аккуратности, дисциплинированности, трудолюбия. В Японии и Китае особое внимание уделяется развитию группового духа, сотрудничества, послушания старшим. В США характерно развитие самостоятельности, независимости, деловитости, индивидуализма. Таковы особенности целей воспитания в некоторых зарубежных странах.

Историческая динамика целей воспитания.

Человеческое общество в своей практической воспитательной деятельности всегда преследует определенные цели – даже если они не осознаются на уровне общественного сознания. Рассмотрим это на примере нескольких этапов истории человечества.

Цели воспитания в разные исторические периоды

Главная цель воспитания неизбежно отражает уровень развития общества, его производительных сил и производственных отношений, экономических и правовых отношений, а также историю и общественные традиции. Подрастающее поколение и каждый человек испытывает мощное влияние многих факторов. Так, еще Л.Н. Толстой отмечал, что в существовавшем воспитании (которое он считал насилием в образовании), есть 4 причины: семья, религия, государство и общество. Но даже цель, сформулированная одинаково, в разные исторические эпохи имеет неодинаковое содержание.

Читать еще:  Как защитить волосы зимой? Как ухаживать за волосами зимой

Воспитание в Древности и Новое время

Достаточно изучена система воспитания в Спарте и Афинах (VII-IV вв. до н.э.). Целью спартанского воспитания было формирование физически крепкого, храброго и дисциплинированного воина, законопослушного гражданина, преданного государству. А из девушек готовили физически крепкую будущую мать, умелую и экономную хозяйку. Рабы же, ни в каких учебных заведениях не учились. Такое положение вполне соответствовало общественному устройству Спарты.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Система афинского воспитания имела целью сочетать умственное и нравственное (мусическое) и физическое (гимнастическое) воспитание.

Идея гармонического развития личности зародилась еще у мыслителей Древней Греции, потом варьировалась в разное время и педагогами-гуманистами, и социалистами-утопистами, и педагогами-марксистами.

Эпоха средневековья характеризуется господством церкви и феодалов. Цель воспитания была разная для рыцарей, крестьян и ремесленников. В эпоху Возрождения социалист-утопист Томас Мор (1478-1535) мечтал о равном для всех воспитании и участии в труде всех граждан. Ставя такую цель воспитания, он намного опередил свою эпоху. В Новое время великий славянский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) целью воспитания считал всеобщее образование и подготовку к загробной жизни. В воспитании джентльмена видел цель воспитания Д. Локк (1632-1704). Свободное воспитание характерно для Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). По мнению А. Дистервега (1790-1866), целью воспитания является подготовка молодежи к счастливой жизни — пожелание хорошее, но весьма неопределенное.

Цели воспитания в российской педагогике

Из отечественных педагогов назовем Н.И. Пирогова (1810-1881), который видел цель в воспитании гражданина Отечества. По К.Д. Ушинскому (1823-1870), цель — это воспитание труженика и патриота. Л.Н.Толстой (1828-1910) полагал важнейшей задачей развитие творческих дарований крестьянских детей, он мечтал «Об университете в лаптях». О развитии всех человеческих способностей и соединении обучения с производительным трудом мечтали социалисты-утописты К. Маркс и Ф. Энгельс (XIX вв.).

КПСС провозгласила целью воспитание «поколения, способного окончательно установить коммунизм», «подготовку всесторонне развитых членов коммунистического общества». На практике эта идея о всестороннем развитии молодежи не была реализована. Представляют интерес взгляды современных педагогов-исследователей на формулировку целей воспитания. Проф. А.А. Радугин берет за идейную основу всей системы воспитания принцип гуманизма. С позиции гуманизма, по его мнению, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения; свободным и самодеятельным, ответственным за все происходящее в этом мире.

Б.Т. Лихачев считает также, что помимо общечеловеческих демократических целей и идеалов воспитания реально существуют и другие, имеющие негативный, нежелательный характер. Это цели авторитарные, мелкобуржуазные, националистические, буржуазно-космополитические, религиозные, анархически-разрушительные, монархические, преступно-романтические, неофашистские. Анализируя их, автор считает, что они порождают в детской среде «растерянность, скептицизм, индифферентность к общечеловеческим идеалам, цинизм, отчужденность от подлинной культуры»». Коммунистическое воспитание как средство достижения идеала личности советского общества не оправдало тех надежд, которые на него возлагались. Следовательно, определение и формулировка цели — это очень существенный исходный элемент начала педагогической деятельности, но не единственный и не решающий. Кроме цели, как уже сказано, есть и средства ее достижения, которые либо обеспечивают необходимый результат (ожидаемый продукт), либо нет. На основе краткого обзора и анализа постановки целей воспитания в различные исторические периоды развития общества И.П. Подласый делает вывод:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

«Разумной альтернативы всестороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допущенных ошибок (в советский период) будет стремиться новая отечественная школа России. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель».

Цели воспитание в западных странах

В США и некоторых странах Западной Европы традиционно придерживаются концепции воспитания «адаптация личности к жизни». Например, в США эта концепция под влиянием философии и педагогики прагматизма (инструментализма) Д. Дьюи (1857-1952) существует с 20-х годов до настоящего времени, правда, в измененной форме. Его идеи поддерживают и другие деятели психологии и педагогики — А. Маслоу, Л. Комбс, Э. Колли, К. Роджерс и др. По этой концепции цели образования сводятся к тому, чтобы выпускник средней школы был эффективным производителем, ответственным гражданином, разумным потребителем и хорошим семьянином. Эти идеи оказали значительное влияние на педагогику многих зарубежных стран. На идеях педагогов-прагматистов (Е. Херст, Р. Финли, М. Уорнок и др.) определилась основная цель воспитания: формирование чувства собственного достоинства гражданина и самоутверждение личности каждого (США).

Школа выполняет еще одну задачу по подготовке гражданина: воспитание законопослушного патриота, который гордится своей страной. В последнее время в большинстве стран мира утверждается еще одна концепция и цель воспитания — гуманизация воспитательной системы. Это проявляется в утверждении идеи педоцентризма, культа ребенка, в защите его прав. (Идея педоцентризма имеет, как известно, многовековую историю, яркими представителями ее были, например, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др. В соответствии с необихевиористской концепцией в психологии и педагогике выдвигается задача формирования «управляемого индивида». Известно, что в основе учения бихевиористов лежит идея реакции человека на соответствующие стимулы. Путем организации серии стимулов можно добиться поведения индивида по заданной программе. Но авторы этой концепции совершенно не учитывают, что личность — существо сознательное, самоактивное и вряд ли она согласится быть только объектом манипулирования ею, разве что в состоянии внушения. Например, мы сами ищем в интернет магазин парфюмерии нужные нам вещи, никто не может навязать свою волю.

Надо сказать также о целях воспитания, опирающихся на различные религиозные философские учения. В соответствии с учением педагогов-неотомистов, задача заключается в воспитании богобоязненной личности. Через христианскую этику формируется истинно добродетельная личность. Так, идеалом воспитания в Англии является джентльмен, физически крепкий и закаленный, ответственный, с высокой культурой поведения. В Германии и северных странах Европы стало традицией воспитание аккуратности, дисциплинированности, трудолюбия. В Японии и Китае особое внимание уделяется развитию группового духа, сотрудничества, послушания старшим. В США характерно развитие самостоятельности, независимости, деловитости, индивидуализма. Таковы особенности целей воспитания в некоторых зарубежных странах.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники:

http://megalektsii.ru/s32796t1.html
http://toysstyle.ru/kultura-vospitaniya-v-razlichnye-istoricheskie-periody.html
http://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/celi_vospitaniya_v_raznye_istoricheskie_periody/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector